городского округа "город Избербаш"

Администрация

Горячая линия: (87245) 2-70-89

ВОСПИТАНИЕ

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЕДИНСТВЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

В общественном сознании дагестанцев чувство единства и целостности Дагестана сформировалось и развилось задолго до нынешнего поколения. И поэтому эти понятия обрели конституционный статус, провозглашены Основным законом Республики Дагестан.

Известно, какую важную роль в судьбах Дагестана играла и играет религия. Дагестан был ареной действия множества религий. В древности здесь существовали языческие верования, затем с юга шло влияние зороастризма, иудаизма. Когда народы Дагестана входили в состав Кавказской Албании, появилось и стало распространяться христианство. Оно пришло к нам с юга, из Армении, а в нагорный Дагестан – из Грузии. К VIII веку нашей эры относится начало распространения среди дагестанских народов ислама.

Его влияние постепенно нарастало и, наконец, стало определяющим в нашем духовном развитии. Благодаря исламу со всей отчетливостью проявилась глубинная общность всех дагестанцев. Ислам стал фактором развития этой общности, что наглядно проявилось в имамате Шамиля.

Несмотря на то, что 20-70-е гг. 20 века были временем, когда ислам считался тормозом общественного и научно-технического прогресса, религиозное сознание, ушедшее в подсознательные глубины психологии наших народов, продолжало действовать в сфере нравственных отношений.

Сегодня в годы социальных преобразований и демократизации общественной жизни в Дагестане происходит мощное духовное возрождение. Не только исламское, но и христианское и иудейское.

Все религии Дагестана заявили о себе, как консолидирующая сила дагестанского общества. Важно осознать, что Российская Федерация, куда входит Дагестан, по конституции является светским государством, в них религия – частное дело каждого гражданина. Граждане республики имеют право свободно исповедовать религию либо не исповедовать ее вообще, выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения всех законов.

Хотелось бы еще раз сказать несколько слов о религии. Во все времена во всех религиях самой главной задачей было и остается духовно-нравственное оздоровление общества, патриотическое воспитание личности. Пророки, которые посылались различным народам, всегда были образцом для подражания. Самым главным органом, от которого зависит нравственность, является наше сердце, религия требует от нас с вами чистоты сердца, ибо все наши деяния исходят от сердца. Почему мы сегодня тонем в океане безнравственности? Потому что сегодня очень много людей, которые называют себя христианами, мусульманами, иудеями. Но было бы хорошо, если бы хотя бы 5-10 % из них знали истинные ценности и задачи своей религии. Многие наши дети не знают основ своей религии, их учит религии каждый, кому не лень.

В результате этого сегодня мы пожинаем неутешительные плоды. Поэтому хочу обратиться ко всем – не надо бояться религии, в ней нет экстремизма, экстремизм сидит в коррупции. Необходимо в школах изучать истинную религию, рассказывать о ней нашей молодежи. В исламе есть обязанность мусульманина перед самим собой, перед Пророком, перед Творцом, перед семьей. Если молодежь будет знать, понимать, изучать свою религию, то она будет выполнять все эти нравственные обязанности, возложенные на нее Господом.

В 1999 году муфтий Дагестана надел военную форму и вместе с верующими вступил в отряд ополченцев. Его примеру последовал и имам Избербашской мечети.

Мы с вами живем в замечательной стране, стране гор, лесов, цветов, на родине великих известных богословов, ученых, где в почете мудрый аксакал и женщина-горянка, честь и достоинства человека, нет необходимости разъяснять.

Часто при встрече с хорошими людьми могу употребить также восклицания: «Слава Аллаху!», «Не дай Аллах!». Конечно, это осознанное выражение моих чувств, моих желаний людям. Сколько живу, столько помогал мне Аллах в нелегких ситуациях. И поэтому, когда я говорю или пишу: «Слава Аллаху!», «Дай Аллах!» или «Не дай Аллах!» – то это исходит из глубин души. Говорю эти слова, когда хочу пожелать добра родным, близким и просто хорошим людям, когда это необходимо и возможно.

По исламу, самое строгое выполнение обрядов обесценивается, если человек равнодушен к нуждам и чаяниям других людей. Как здесь не вспомнить письмо Л. Толстого Р. Ролану, в котором Лев Николаевич писал: «Человеческая мудрость не заключается в познании вещей. Главнейшая из всех наук, которые человек может и должен знать, есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра... Все, что соединяет людей, есть добро и красота, все, что разъединяет их – зло и безобразие».

Поэтому сегодня чрезвычайно важно и органам власти, и всем руководителям на местах проводить взвешенную, разумную политику. Это в интересах наших людей и всего государства.

Считаю, что должны быть законодательно отрегулированы все самые сложные вопросы по обсуждаемой теме в интересах единого Дагестана, в интересах дружбы наших народов, для духовного и нравственного обогащения людей, особенно молодёжи.

В последнее время мы стали активно направлять наших детей на учебу в иностранные государства, строить мечети. Конечно, нет ничего плохого в том, что у нас много мечетей, дети получают знания. Но вместе с тем, не следует каждому по-своему трактовать те или иные положения ислама, дабы на этой почве не вспыхивали новые споры и дискуссии. Речь здесь не идет о том, чтобы все взять под тотальный контроль, наоборот, речь о том, как законодательно отсечь все негативное, проникающее в последнее время в нашу действительность.

 Артур ЧУПАЛАЕВ,

заслуженный учитель РД.

Яндекс.Метрика

 

Перевести сайт

.